Поэзия-online

Ашока

304 по 232 год до н. э.

Гордая Калинга пала
сумерки прохладят поле
битвы. Ярче цвета лала*
руки: «…Принуждать к неволе
волен ли я? Волен будто…»
Рассуждает император,
внук Маурьи Чандрагупты.
Стоны, крики, ужас войн
Вспоминает храбрый воин,
Конь несет его как птица,
и рука на меч ложится,
в голове звучат шастры.
Пламя до небес возносит
погребальные костры.

623 — 543 до н.э.

Утро раннее в Магадхе*,
А ученики Сиддхартхи
Гаутамы, Шакьев принца,
отругать смогли решиться:
восьмилетний мальчик будто
с радостью, но всё что смог
в чашу подаянье Будде
он насыпал лишь песок.

И сказал Благословенный:
«То – песок времён Вселенной.
Подношение от сердца
сделал мальчик Будде ныне
, я — то подношенье принял.
И прошу помочь всех вас
карме мальчика сейчас.
Замешайте с глиной, с сеном
сей песок и стройте стены
бхиккху* хижин Сангхи Будды.
И не горсть песка то будто,
а сердечная тоска
вера – тоньше волоска
и: того гляди прервётся…
над Землёй восходит солнце
не пройдет трёх сотен лет
как вернётся мальчик этот.
Время полнится Моментом
Будет править континентом
— Бхаратой*, гуманно, мудро.
Слов моих запишет сутры —
к истине откроет дверцы.
Дхармой будет его сердце.
Станет он известен в мире.
Даже строить повсеместно
ступы будет. 84
тысячи возведёт,
этот правитель опытный.
Добротные
дороги проложит,
для паломников посадит плодородные сады,
запретит в стране загрязнение воды,
построит ирригационные каналы
и шлюзы для кораблей,
сделает бесплатные лечебницы
не только для людей,
но и для братьев наших меньших.
Далеко от столицы
куда лучи достает солнце
везде будут строится общественные колодцы,
сажаться деревья вдоль дорог
от пыли и ветра и городов смога.
Египту, Греции и Сирии
пошлет монахов со словами
мира: «Желаю, чтобы все существа…
пребывали в безопасности
естества, самообладании, радости,
отличались спокойным умом и мягкостью»*.

около 250 г до н. э

Над Паталипутрой* утро
«Третий собор окончен
Палийским каноном.
Из трёх корзин «Типитаки»
сформированы:
«Сутта» — Учение
Безмолвия речение;
Монашеская дисциплина «Виная»
отрекшихся обнимает;
философия «Абдхидхарма»
объясняет святую Дхарму.
Сделано все необходимое.» — рапортуют
императору.
и отданы распоряжения
об основании Наланды*,
в котором будут учиться
Арьядэва
Асанга
Атиша
Бодхидхарма — основатель буддистского направления Чань (яп. Дзэн), крупнейший проповедник буддизма в Китае.
Буддхапалита
Бхававивека
Васубандху — автор трактата Абхидхармакоша и основатель школы Йогачара.
Дигнага
Дхармакирти
Камалашила
Нагарджуна — основатель крупнейшей буддистской школы Махаяны и учения Мадхъямики.
Наропа — основатель тибетской буддистской традиции Кагью
Марпа
Чандракирти
Шантаракшита
Падмасамбхава
Шантидэва

Над Калингой поле
поросло травою.
«Ни следа от боя
ни следа от крови.
Время все прикроет
у Его всё ног», —
Царь Ашока сыплет
из руки песок:
«Из всех побед победа Дхармы наивысшая. Можно завоевать часть земли.
Но добротой, любовью и сочувствием можно завоевать сердца людей.
Из острого меча бьёт фонтан крови, а из Дхармы бьёт фонтан любви.
Победа в бою приносит мимолётную радость, а победа Дхармы приносит
Вечную радость. … Все люди мои дети. Всего, чего я желаю своим детям, — а я желаю им богатства и счастья в этом мире и в следующем, — я желаю и всем людям.»*

© Empty Mirror 2016.08.04

сноски к тексту:

Лал* — рубин

Магадха* — древняя страна и историческая область в Индии, упоминаемая ещё в Рамаяне и Махабхарате, управлялась царями-буддистами.

бхиккху* — бхикшу — монах

«…»* — слова царя Ашоки. Ашока — третий император из династии Маурьев, внук императора Чандрагупты, объединившего Бхарату (Индию). Величайший из буддийских правителей страны. По легенде рождение Ашоки предсказал сам Будда Шакьямуни. После восьми лет правления королевством Магадха Ашока завоевал государство Калинга, не жалавшее подчиняться ему. На поле битвы за Калингу, потрясенный видом тел погибших и раненых людей, поклялся не брать в руки оружия. В истории мира были и другие цари, которые после тяжелых сражений клялись больше не воевать. Ашока – единственный, кто принял такое решение в час победы, а не поражения, и в последствии сдержал свою клятву.
Третий буддийский собор был созван около 250 г до н. э. царём Ашокой Маурианом (260—218 до н. э.) в Паталипутре (ныне Патна). Во время Третьего собора был окончательно сформирован Палийский канон, и именно тогда он приобрел своё нынешнее разделение на три части — формализованные ранее Учение («Сутта») и Монашескую дисциплину («Виная»), а также новый раздел утонченной философии («Абхидхамма»). Собственно, с этого момента он и приобрел название «Типитака», по трём составным частям свода наставлений.

Паталипутра* — древняя Патна, столица империй Нандов, Маурьев, Шунгов и Гупта, была величественным городом и чудом того времени. Патлипутра была знаменитым центром образования и изобразительных искусств. Её население при Маурьях (около 300 г. до н. э.) составляло около 400 000 человек.
Бхарат* — официальное название Индии на языке хинди.

Наланда* — буддийский университет и монастырский комплекс, существовавший в V—XII веках на севере Индии, один из крупнейших образовательных центров своего времени, в котором работали, преподавали и обучались многие выдающиеся буддийские философы из разных стран, и куда съезжались многочисленные паломники. В настоящее время руины Наланды — исторический памятник в индийской провинции Бихар, в 90 км к юго-востоку от Патны, древней столицы Индии.
О Наланде писал известный китайский буддийский учёный и путешественник VI века Сюаньцзан. Там преподавала тысяча профессоров, училось десять тысяч студентов, университету принадлежали девятиэтажные строения, 6 храмов и 7 монастырей, в библиотеке хранилось 9 миллионов книг.

Самой большой своей заслугой Ашока считал деятельность, направленную на исправление нравов, которую он развернул среди подданных. «Вдоль дорог я посадил баньян, чтобы давал тень, и заложил манговые рощи. Через каждые восемь кроса устроил колодцы и гостиницы, и в разных местах водные резервуары для людей и зверей. Но это лишь малые достижения. Подобные блага творили и прежние цари. Я же сделал это для того, чтобы люди следовали дхарме».
Ашока вошёл в историю как великий покровитель буддизма. По мнению современных исследователей, для превращения буддизма в мировую религию этот правитель сделал больше, чем кто бы то ни было.
Колесо на вершине столба, который он установил в Сарнатхе во время паломничества по святым местам, теперь украшает национальный флаг свободной Индии.