Поэзия-online

Читта-вритти-ниродха. Джанака и Нарада

Над Митхилой утро
озаряет земли
Нарада* склонился и ответу внемлет.
Джанака* был спрошен:
«Царь Видехи* мудрый,
озари нас светом —
поясни не в сутрах:
почему «Видеха»** тебя называют,—
«развоплощенным», «
как нам понимать?»

«Прежде чем ответить
возьми этот сосуд молока»,—
улыбнувшись, молвит Сира-Дхваджа Джанака.
«Мы пойдем в ашрамы, в широту полей,
за мной всюду следуй — капли не пролей
молока, а позже — после
дел государства —
чаяний царства и забот столицы
может и само уж
что-то прояснится )»

Нарада, стараясь не пролить ни капли,
осторожно ходит за царем как цапля
и как кот он ходит,
как бесшумный тигр,
увлечен дивной
мудрости игрой:
«не споткнуться б», — думает, —
и замрет змеей.
Так был безупречен,
что не расплескал.
Время скоротечно, к вечеру — устал.

Царь без остановки в центре постановки:
«Как тебе процессия в честь мою пришлась?
Люди танцевали, веселились всласть!»
«Не увидел, махариши, ровно ничего.
Были все события — словно далеко,
Но зато не расплескал
в сосуде молоко!»

«О, дитя мое, — так и я ничего не вижу,
время все посвящаю Свободе:
наблюдать за вниманием
-куда оно уходит?
Как и ты с молоком сегодня
хранил в равновесии сосуд,
так и я всегда свободен:
когда поносят иль чтут.
Занят делом важнейшим —
не расплескать внимание,
читта ниродха — мощнейшая
практика:
в это мгновение
возможно (ниродха) управление
течением мысли (вритти)
если мгновение длить
,то ум (читта)
целостный, без изъяна,
посредством медитации (дхьяна)
,как в лампе полностью сгорает священное гхи,
приводит к созерцанию (самадхи).

Единственная практика настоящего мгновения.
Что в свою очередь
ведет от разделения и различения (вивека)
к духовной независимости (кайвалья)
или … как-бы там То ни называли,
нет ни названия здесь,
ни какой — либо меры.
Это — как проснуться», — ответил
и улыбнулся Джанака (16-10 тыс. лет до н.э.)
он был королем Видеха солнечной расы —
объединил поклонением солнцу
разные веры,
исцелив сознание от двойственности мук
Его называли Сира-Дхваджа
(тот, в эмблеме которого плуг).

 © Empty_Mirror 30.05.2016

UfwV-l3rYzo

Нарада* — в индуизме — полубожественный мудрец, которому приписывают несколько гимнов «Ригведы» и который играет большую роль в некоторых пуранических писаниях, в особенности в «Бхагавата-пуране».
Нараду причисляют к семи великим мудрецам (саптариши). Он известен тем, что предрёк грядущее рождение Кришны и первым научил людей знаниям в математике, астрономии и земледелии.
В пуранической литературе Нарада описывается как монах-путешественник, который обладает мистической силой, позволяющей ему свободно путешествовать с одной планеты (локи) на другую в материальной вселенной, и даже посещать планеты духовного мира Вайкунтхи.
Джанака* — правитель царства Видеха, жизнь которого описывается в индуистском эпосе «Рамаяна». Столица государства Видеха, Митхила, по преданию находилась на месте современного города Джанакпур в Непале. В «Рамаяне» Джанака описывается как отец Ситы. Упоминания о нём также содержатся в «Брихадараньяка-упанишаде», «Махабхарате» и Пуранах.
Видеха* -др.-инд. гос-во в сев. части нынешнего шт. Бихар в 6-5 вв. до н. э. Столица В. — Митхила (в совр. Непале). В «Махабхарате» царь Видехи упоминается как союзник Кауравов. По нек-рым источникам В. — рабовладельч. республика, к-рая с рядом соседних республик входила в конфедерацию Вадджи. После разгрома конфедерации магадхским царем Аджаташатру в 5 в. до н. э. В., по-видимому, вошла в состав гос-ва Магадха.
Видеха** — пребывание в бестелесном состоянии, вне воплощений. Иногда понятие «видеха» применяется также к божествам и девам, освобожденным существам, которые в прошлом были людьми. Эти существа не отделены от Божественного бытия, или Брахмана, но исполняют различные его функции и свойства.